Дроздова З. И.

Дроздова Зинаида Ивановна


Из семьи активиста Дроздова  Ивана Яковлевича. Он везде был одним из первых. В гражданскую войну бился против белых, возглавляя партизанский отряд. При создании коммуны стоял в её главе, не боялся говорить правду-матку в глаза,  за что его некоторые побаивались и недолюбливали. Но и работал без всякой хитрости. В итоге не угодил кому-то, за что и  выселили его семью на Голодный мыс.  

Богатство было: тулуп, машинка швейная, да куча ребятишек. «Пятеро нас было у тяти с мамой. Нас младших, меня и сестру Тамару отдали в семьи.  Но судьбе не удалось нас разлучить.  Передали мне, что они домой возвращаются, нашла я Тамару и уговорила  уйти за родителями домой. А она уже их не вспоминает, качается на качелях, бантики в косички у неё заплетены. Любили её в новой семье.

Старшие  Аксинья и Александр уехали  в Якутию. Там и остались. Началась война. Брат Василий служил в это время в армии, призвали и Александра, погиб он уже накануне победы. Василий воевал с японцами, вернулся. 


В годы войны работала я на ферме,  ферма тогда за рекой стояла,  в сосняках, коров держали, куриц, свиней.  Жили весело, с голоду пропадали, а с песнями жили. Жили все одинаково,  завидовать было некому, поэтому и злобы такой, как теперь не было.

Работала я сначала дояркой,  потом животноводом. В 1943 году дождливое лето было, кормов заготовили мало, коровы падали,  веревками поднимали их. Приедет на контрольную дойку счетовод  Дроздова Капа, замеры делать, сколько корова даёт молока. Не молоко, а слёзы: 200-300 грамм с коровы.  

Тяжело было. Сено сами возили на ферму, убирали. Мужчин забрали на фронт. Работали со мной еще Назарова Дуся, Бутырина Анна Михайловна,  Бутырина Марфа Федоровна, Дружинина Маруся. Все девчонки молодые.                                                                                                                                                            

Ферма была хорошая, сухая. Молоко сепарировали прямо там, масло увозили в Жигалово в заготконтору. Когда речка разливалась, там же жили в это время. Остались там дома после того, как коммунары разъехались. Уберёмся там, полы вымоем, выскребем, блестят.

Год работаешь, трудодень – 8-12 копеек. Колхозное собрание проводилось раз в год, на котором проводились итоги. Собрание проходило 3 дня . Деньги, конечно, не получали, оставались ещё в долгу. Сейчас-то лучше живут. 

Летом  хлеб пололи на полях в самую жару. Но всё-таки жили мы очень весело. Собирались зимой в избе-читальне,  летом - на “  Увальчике”. Наработаешься днём, устанешь. А вечером отдохнем и опять бежим на вечерку,  дома не сидится, вся усталость куда-то девается. Песни военные разучивали.  «Синий платочек»,  например. Не унывали, все время с песнями. 1 мая собирались в колхозной конторе. Кухарки готовили еду, проводили чаепитие. Красивые все были,  надевали свои наряды.  Сейчас-то все одинаково одеваются, что в праздники, что в будни.


В начале войны  со всех деревень, начиная с Христофорово, собрали к нам в Тимошино молодых ребят для военной подготовки.  Даже я училась. Винтовки дали. Григорий Фёдорович Машуков проводил учения. Подаст команду «Ложись!», падай, где стоишь. А дороги были грязные. Над нами смеялись: «Хоть всю грязь соберёте». Парни жили у родственников, на квартирах. У нас жил Пётр Машуков (брат Машукова Николая Степановича). Весело было, парней много!   На балалайке нам играл Илья  Антонович Власов.  На любом инструменте мог играть Шабалин Иван с Ивды. Убили его на войне. Много ребят не вернулось домой». 
(Прим.  Не вернулся с фронта и жених Зинаиды Ивановны Кряжев Михаил).

Комментариев нет:

Отправить комментарий